Умственная Отсталость (ID) У Детей: Симптомы И Лечение

Умственная отсталость у детей, ранее известная как умственная отсталость, представляет собой нарушение развития нервной системы, возникающее из-за проблем с ростом и развитием мозга. Это заболевание приводит к значительному снижению интеллектуального функционирования у детей и влияет на их адаптивные навыки (те, которые необходимы для выполнения повседневных задач). Дети с коэффициентом интеллекта (IQ) ниже 70 считаются умственно отсталыми. Это состояние может существовать с рождения или развиться в раннем младенчестве (1).

Хотя умственная отсталость поражает мозг, она не считается психическим расстройством, поскольку состояние может быть улучшено при надлежащем родительском уходе. Хорошее медицинское обслуживание и раннее специальное образование (в школах для детей с особыми потребностями) также помогают детям развить лучшие адаптивные навыки.

Насколько Распространены Интеллектуальные Нарушения?

Около 1-3% населения мира, или почти 200 миллионов человек, имеют умственную отсталость. Только в США насчитывается 6,5 миллионов человек с умственной отсталостью (2).

Она чаще встречается в странах с низким уровнем дохода и затрагивает 16,41 человека на 1000 человек. По оценке Программы развития ООН, 80% людей с ограниченными возможностями принадлежат к странам с низким уровнем дохода (2).

Согласно данным Бюро переписи населения США (2019), умственная отсталость чаще встречается у детей в возрасте от 5 до 14 лет, чем другие нарушения, такие как проблемы со слухом или зрением. Согласно приведенному ниже графическому представлению, примерно 4,4% детей в возрасте от 5 до 14 лет испытывали трудности с запоминанием, концентрацией внимания и принятием решений. Эти трудности могли быть вызваны сопутствующими психическими, физическими или эмоциональными состояниями.

Распространенность Различных Типов Инвалидности В США В Разбивке По Возрасту (2019)

201420152016AutismspectrumdisorderIntellectualdisabilityOtherdevelopmentdelayDevelopmentaldisability01234567Disability typesPrevalence (in percent)
types 2014 2015 2016
Autism spectrum disorder 2.24 2.41 2.76
Intellectual disability 1.1 1.34 1.14
Other development delay 3.57 3.56 4.55
Developmental disability 5.76 6.04 6.99

Источник: Детская инвалидность в США: 2019 год; Бюро переписи населения США

Симптомы Умственной Отсталости У Детей

У большинства детей симптомы и признаки умственной отсталости могут быть незаметны до дошкольного возраста. У детей с тяжелой формой инвалидности симптомы могут проявляться рано. Однако точный диагноз ставится после официального тестирования.

Следующие симптомы и признаки часто ассоциируются с умственной отсталостью у детей (3).

  • Необычные черты лица
  • Макроцефалия (слишком большая голова)
  • Микроцефалия (слишком маленькая голова)
  • Пороки развития рук и ног

Некоторые дети могут не иметь никаких физических особенностей, но могут проявлять признаки серьезных проблем (3).

  • Судороги
  • Неспособность развиваться
  • Слюнотечение
  • Высунутый язык
  • Летаргия
Лень может указывать на умственную отсталость у детей

Изображение: Shutterstock

Следующие поведенческие признаки и симптомы часто наблюдаются у детей с умственной отсталостью (4).

  • Замедленные реакции
  • Неспособность принимать решения
  • Агрессивные реакции, когда требования отклоняются или выполняются с задержкой
  • Проблемы с памятью
  • Трудности в решении проблем
  • Недостаточное внимание
  • Трудности в социальном взаимодействии

Дети с тяжелыми умственными отклонениями могут испытывать трудности с освоением ранних двигательных навыков, таких как перекатывание, сидение или стояние на первом году жизни. Задержка речевого развития — наиболее распространенная проблема, с которой сталкиваются дети с умственной отсталостью, и часто ее обнаруживают в дошкольном возрасте.

Дети могут быть не в состоянии говорить полными предложениями из-за языковых и когнитивных трудностей. Вспышки гнева, агрессивное поведение или самоповреждение, взрывные вспышки гнева и т.д. Чаще встречаются у детей с ИД, чем у нормальных детей. Эти поведенческие проблемы часто могут быть вызваны разочарованием из-за нарушения коммуникативных навыков или двигательных навыков.

Причины Умственной Отсталости У Детей

Различные медицинские, экологические и генетические факторы во время беременности, родов или после родов могут вызывать умственную отсталость у детей. Эти факторы могут приводить к повреждению или часто мешать развитию мозга. Конкретные причины умственной отсталости не всегда определены.

Следующие генетические факторы, такие как наследственные нарушения и хромосомные аномалии, могут повышать риск умственной отсталости (3).

  • Синдром Дауна
  • Синдром хрупкой Иксi
  • Редкое наследственное заболевание, вызванное избытком фенилаланина в организме, приводящее к серьезным аномалиям мозга.i(ФКУ)
  • Болезнь Тея-Саксаi
  • Нейрофиброматозi
  • Врожденный гипотиреозi

Следующие материнские осложнения или ситуации во время беременности могут увеличить риск развития ИД у детей (4).

  • Недостаточное питание
  • Употребление алкоголя
Употребление алкоголя во время беременности может увеличить риск развития ИД у детей

Изображение: Shutterstock

  • Воздействие токсинов, таких как метилртуть и свинец
  • Преэклампсияi
  • Многоплодие, например, рождение двойни или тройни
  • Воздействие определенных лекарств, таких как химиотерапевтические препараты, вальпроаты, фенитоин и др.
  • Инфекции вирусом Зика, краснухи, цитомегаловирусомi, toxoplasma gondiii, вирус простого герпеса или ВИЧ

Следующие факторы могут увеличить риск развития ИД во время родов (4).

  • Гипоксия плода или нехватка кислорода в течение длительного периода во время родов
  • Крайне преждевременные роды

Следующие факторы могут вызывать ID после рождения (4).

  • Менингитi
  • Энцефалитi
  • Тяжелая травма головы
  • Чуть не утонул (несчастный случай с утоплением)
  • Недостаточное питание
  • Эмоциональное насилие или пренебрежение
  • Отравление свинцом или ртутью
  • Опухоли головного мозга
  • Химиотерапия
protip_icon Знаете ли вы?
Согласно последним исследованиям, курение во время беременности увеличивает риск умственной отсталости (16).

Типы Умственной Отсталости

Интеллектуальные нарушения у детей можно условно разделить на четыре типа в зависимости от степени тяжести (5).

  • Легкая степень: Большинство, около 85%, попадают в категорию легкой степени с диапазоном IQ около 50-69; они могут жить самостоятельно при минимальной поддержке.
  • Умеренная: Около 10% людей классифицируются как имеющие умеренную умственную отсталость, характеризующуюся диапазоном IQ 36-49, при этом независимая жизнь возможна при средней поддержке.
  • Тяжелая степень: Лица с тяжелой умственной отсталостью составляют 3,5%, их IQ составляет 20-35, им требуется ежедневная помощь и всесторонняя поддержка в повседневной деятельности.
  • Глубокая: Оставшаяся часть населения (около 1,5%) относится к категории умственно отсталых с IQ ниже 20, что требует круглосуточного ухода и всесторонней поддержки во всех аспектах повседневной жизни.

Диагностика Умственной Отсталости У Детей

Существуют различные тесты для оценки умственной отсталости, а также для прогнозирования риска ее развития. К ним относятся (3):

  • Пренатальный скрининг, такой как амниоцентезiили синдром Даунаi=”Хромосомное нарушение (трисомия 21), характеризующееся снижением мышечного тонуса, задержкой физического и интеллектуального развития”. ].
  • Скрининг роста и развития может помочь оценить нарушения и задержки в развитии в младенчестве.
  • Визуализирующие тесты, такие как МРТ, могут помочь выявить аномалии мозга.
  • Электроэнцефалограмма проводится для оценки электрической активности головного мозга при наличии судорогi.
  • Генетическое тестирование может быть полезно для выявления наследственных нарушений.
  • Лабораторные тесты, такие как анализы крови и мочи, проводятся для выявления инфекций и токсинов или подтверждения конкретных наследственных заболеваний.
  • Оценка слуха часто проводится для исключения диагноза нарушения слуха у детей с языковыми трудностями.
  • Формальное тестирование интеллекта и навыков проводится для оценки психического функционирования ребенка. Эти тесты включают интервью с родителями, наблюдения и сравнение результатов с детьми того же возраста. Для постановки диагноза ID требуется оценка ниже 70-75 баллов. Тест интеллекта Стэнфорда-Бине и шкала интеллекта Векслера для детей направлены на измерение интеллектуального функционирования. Напротив, тесты, такие как шкалы адаптивного поведения Вайнленда, проводятся для оценки коммуникативных, социальных способностей и двигательных навыков.

Врачи учитывают множество факторов, прежде чем ставить диагноз умственной отсталости, и тесты часто назначаются на основе возможных причин. Крайне важно диагностировать проблему и определить причину, чтобы спланировать раннее вмешательство для улучшения уровня функционирования ребенка.

protip_icon На что следует обратить внимание
Беременным женщинам с фенилкетонурией (ФКУ) рекомендуется придерживаться ограниченного приема фенилаланинаiдиета в течение трех месяцев до зачатия с целью предотвращения умственной отсталости у плода (16).

Адаптивные Навыки И Поддержка

Степень нарушения может быть разной у каждого ребенка, варьируя от легкой до тяжелой инвалидности. Она измеряется баллами стандартизированных тестов интеллекта. Но влияние нарушения оценивается на основе поддержки, необходимой человеку для развития адаптивных навыков. Это означает, что у ребенка с легкой умственной отсталостью могут быть плохие адаптивные навыки, поэтому ему требуется обширная поддержка.

Согласно результатам тестов IQ, около 3% населения набирают менее 70 баллов, что означает, что они соответствуют критериям диагностики умственной отсталости. Однако только 1% населения имеет серьезные умственные нарушения, требующие поддержки.

Адаптивные навыки — это повседневные навыки для удовлетворения требований окружающей среды. Они могут включать (6):

  • Навыки самообслуживания, такие как купание, кормление, одевание и т.д.
  • Социальные навыки, такие как межличностные отношения, соблюдение правил и предписаний.
  • Навыки самостоятельного руководства, такие как решение проблем, планирование деятельности.
  • Функциональные нарушения, такие как чтение, письмо.
Поддержите своего ребенка в функциональных академических занятиях

Изображение: Shutterstock

  • Навыки проведения досуга включают в себя принятие ответственности за деятельность и участие в обществе.
  • Способность адаптироваться к домашней или школьной обстановке и способность работать независимо, чтобы соответствовать стандартам работы.
  • Способность пользоваться транспортом, совершать покупки и т.д.
  • Осведомленность о здоровье и безопасности, например, как мера защиты от опасности и реагирования на проблемы со здоровьем.

Поддержка, необходимая умственно отсталым, классифицируется как (7):

  • Интермиттирующая: Требует периодической поддержки
  • Ограниченно: Может потребоваться поддержка при выполнении некоторых видов деятельности
  • Обширная: требуется постоянная ежедневная поддержка
  • Распространенный: нуждается в поддержке во всех видах деятельности, часто требует сестринского ухода

Детям может не хватать навыков, и они могут нуждаться в постоянной поддержке. Однако некоторые дети могут постепенно овладевать навыками при надлежащем обучении и управлять своей повседневной жизнью.

Лечение Умственной Отсталости У Детей

Ведение направлено на повышение уровня интеллектуального функционирования ребенка и обучение его адаптивным навыкам. Для ухода за ребенком с умственной отсталостью требуется многопрофильная поддержка. Может потребоваться поддержка следующих специалистов (3).

  • Врач первичной медицинской помощи или педиатр
  • Социальный работник
  • Логопеды или терапевты
  • Физиотерапевт
  • Трудотерапевт
  • Невролог
  • Психолог
  • Диетолог
  • Консультант по поведению / терапевт
Для ухода за ребенком с умственной отсталостью требуется мультидисциплинарная поддержка.

Изображение: Shutterstock

Участие семьи является важным фактором при разработке индивидуальных программ для ребенка. Дом — лучшее место проживания для детей с умственной отсталостью. Однако дети со сложными нарушениями и поведенческими проблемами, такими как причинение вреда другим или себе, или дети с тяжелыми физическими недостатками, могут быть переведены в специализированные центры на основании желания родителей и мнения специалистов по уходу.

Как Помочь Ребенку С Умственной Отсталостью?

Поощрение и поддержка со стороны родителей и учителей необходимы для улучшения интеллектуального функционирования ребенка. Хотя жизнь с умственной отсталостью может быть сложной, освоение навыков и адаптация к ним со временем возможны.

Советы родителям

Когда родители обнаруживают, что у их ребенка умственная отсталость, это может быть довольно сложной задачей, сбивающей с толку, возможно, оставляющей их в состоянии тревоги и неуверенности. Дани Мини, у которой есть сын (Диего) с аутизмом и ограниченными интеллектуальными возможностями, признает, что изначально она отрицала его состояние. Она говорит: “Я просто не могла смириться с умственной отсталостью, этот термин использовался в детстве Диего. Удачно возникшее отрицание затуманило мои рассуждения и придало мне некоторую устойчивость. Я могла бы объяснить низкие показатели IQ Диего сотней разных способов. Диего устал, когда его тестировали. Он жил в двуязычной среде. Он плохо сдавал тесты. Показатели IQ могли меняться по мере развития детей, не так ли? Однако моей самой обнадеживающей и логичной причиной всегда было то, что «аутистическое” поведение Диего мешало и неизбежно делало оценки ненадежными.

“Одна хорошая вещь в родительском отрицании заключается в том, что оно постепенно уменьшается. В большинстве случаев мы не просто однажды просыпаемся и внезапно осознаем свое заблуждение. Отрицание дает нам необходимое время для адаптации (i).” Тем не менее, для родителей крайне важно распознать состояние своего ребенка и смириться с ним, а также самостоятельно обучиться основным мерам по оказанию максимально возможной поддержки своему ребенку.

Следующие меры могут помочь родителям понять ребенка и поддержать его (8).

  • Узнайте больше об умственной отсталости
  • Будьте терпеливы, пока ребенок учится и растет
  • Поощряйте ребенка к самостоятельности, несмотря на то, что ему трудно или требует много времени освоение адаптивных навыков, таких как кормление, уход за собой, одевание или пользование ванными комнатами
  • Вы можете привлекать их к выполнению соответствующих возрасту домашних дел и поручений
  • Оставляйте положительные отзывы, когда ребенок делает что-то хорошо или старается изо всех сил
  • Найдите для них возможности взаимодействовать и социализироваться с другими людьми
  • Получите поддержку от групп поддержки
  • Будьте на связи с учителями ребенка
  • Поощряйте ребенка учиться тому, что ему нравится, например, рисовать, танцевать, петь и т.д.

Советы учителям

Образование должно быть наименее ограничительным и в максимально инклюзивной обстановке, например, с возможностью общения со сверстниками, не являющимися инвалидами (9).

Следующие советы помогут учителям выявить лучшее в умственно отсталых учениках (9).

  • Узнайте больше об этом заболевании
  • Осознайте огромную разницу, которую учитель может внести в жизнь ученика с умственной отсталостью
  • Обучайте новым задачам в небольших сегментах
  • Обучайте с помощью наглядных пособий или видеороликов; к ним можно вернуться, когда что-то забудется
  • Старайтесь объяснять с помощью демонстраций, а не словесных указаний
  • Всегда оставляйте немедленную обратную связь
  • Обучайте повседневным жизненным и социальным навыкам, таким как здороваться с кем-либо, считать деньги, профессиональным рискам и возможностям и т.д.
  • Поддерживайте связь с родителями

 

protip_icon На что следует обратить внимание
Профилактические меры, такие как велосипедные шлемы и детские сиденья безопасности, снижают вероятность черепно-мозговой травмы и могут помочь избежать умственной отсталости (16).

Профилактика Умственной Отсталости У Детей

Следующие меры могут помочь предотвратить риск развития интеллектуальных проблем и инвалидности у детейf (1).

  • Надлежащий дородовой уход может снизить риск развития ИД, например, прием фолиевой кислотыiвитаминные добавки снижают риск дефектов нервной трубкиi и преждевременные роды
  • Поддерживайте адекватное потребление пищи во время беременности
  • Пренатальный скрининг
  • Избегайте употребления алкоголя во время беременности
  • Сделайте прививку от краснухи
Профилактические меры против развития умственной отсталости у детей

Изображение: Shutterstock

  • Для приема лекарств до зачатия и беременности обращайтесь за рецептом врача, поскольку некоторые лекарства могут повлиять на рост и развитие плода
  • Всегда обращайтесь к врачу при появлении симптомов токсикоза или инфекций у новорожденных, прежде чем это осложнится

Вопросы И Ответы

1. Назовите четыре уровня умственной отсталости?

Четыре уровня или интенсивности умственной отсталости, основанные на показателях IQ, определяются как легкая, умеренная, тяжелая и глубокая (10).

2. Является ли СДВГ умственной отсталостью?

По мнению экспертов, СДВГ не является умственной отсталостью. Однако у некоторых детей с СДВГ может развиться специфическая неспособность к обучению или интеллектуальные трудности (11).

3. Как инклюзивное образование может принести пользу детям с умственной отсталостью?

Инклюзивное образование может предоставить равные образовательные возможности детям с ограниченными возможностями и вооружить их навыками и знаниями, необходимыми для того, чтобы вносить вклад в жизнь своего сообщества. Кроме того, системы инклюзивного образования предоставляют им возможность развивать поведенческие, социальные, академические и профессиональные навыки посредством формирования новых и более качественных отношений с родителями, учителями и сверстниками (12) (13).

4. Как физическая активность и развлекательные программы могут принести пользу детям с умственной отсталостью?

Исследования показывают, что участие в физических занятиях, аэробных упражнениях и развлекательных программах может помочь улучшить физическое и психическое здоровье, когнитивное функционирование, социальные навыки, креативность и ориентацию в обществе у детей с умственной отсталостью (14) (15).

Умственная отсталость у детей вызывает особые трудности в обучении и развитии двигательных навыков. Это состояние может возникнуть из-за определенных хромосомных или генетических аномалий. Некоторые другие причины включают осложнения во время беременности, преэклампсию, злоупотребление алкоголем или отсутствие надлежащего питания матери. Вам следует предоставить своему ребенку надлежащие лечебные учреждения и отвести его к логопедам, психологам или поведенческим терапевтам, чтобы помочь им преодолеть эту ситуацию и улучшить качество их жизни. Очень важно, чтобы вы поощряли своего ребенка участвовать в мероприятиях и повышали уровень его уверенности в себе.

Инфографика: Советы Родителям Для Ребенка С Умственной Отсталостью

Обращение с ребенком с умственной отсталостью может быть немного сложным для родителей, поскольку у него замедленная реакция, трудности с пониманием и недостаточная концентрация внимания. Однако может оказаться полезным самостоятельная подготовка и некоторые другие советы. Приведенная ниже инфографика содержит полезные советы, которые помогут родителям с ребенком с умственной отсталостью и поддержат его.