Умственная отсталость у детей влияет на их базовые функциональные навыки и мыслительные способности.

Умственная отсталость у детей, ранее известная как умственная отсталость, представляет собой нарушение развития нервной системы, возникающее из-за проблем с ростом и развитием мозга. Это заболевание приводит к значительному снижению интеллектуального функционирования у детей и влияет на их адаптивные навыки (те, которые необходимы для выполнения повседневных задач). Дети с коэффициентом интеллекта (IQ) ниже 70 считаются умственно отсталыми. Это состояние может существовать с рождения или развиться в раннем младенчестве (1).
Хотя умственная отсталость поражает мозг, она не считается психическим расстройством, поскольку состояние может быть улучшено при надлежащем родительском уходе. Хорошее медицинское обслуживание и раннее специальное образование (в школах для детей с особыми потребностями) также помогают детям развить лучшие адаптивные навыки.
Насколько Распространены Интеллектуальные Нарушения?
Около 1-3% населения мира, или почти 200 миллионов человек, имеют умственную отсталость. Только в США насчитывается 6,5 миллионов человек с умственной отсталостью (2).
Она чаще встречается в странах с низким уровнем дохода и затрагивает 16,41 человека на 1000 человек. По оценке Программы развития ООН, 80% людей с ограниченными возможностями принадлежат к странам с низким уровнем дохода (2).
Согласно данным Бюро переписи населения США (2019), умственная отсталость чаще встречается у детей в возрасте от 5 до 14 лет, чем другие нарушения, такие как проблемы со слухом или зрением. Согласно приведенному ниже графическому представлению, примерно 4,4% детей в возрасте от 5 до 14 лет испытывали трудности с запоминанием, концентрацией внимания и принятием решений. Эти трудности могли быть вызваны сопутствующими психическими, физическими или эмоциональными состояниями.
Распространенность Различных Типов Инвалидности В США В Разбивке По Возрасту (2019)
types | 2014 | 2015 | 2016 |
---|---|---|---|
Autism spectrum disorder | 2.24 | 2.41 | 2.76 |
Intellectual disability | 1.1 | 1.34 | 1.14 |
Other development delay | 3.57 | 3.56 | 4.55 |
Developmental disability | 5.76 | 6.04 | 6.99 |
Источник: Детская инвалидность в США: 2019 год; Бюро переписи населения США
Симптомы Умственной Отсталости У Детей
У большинства детей симптомы и признаки умственной отсталости могут быть незаметны до дошкольного возраста. У детей с тяжелой формой инвалидности симптомы могут проявляться рано. Однако точный диагноз ставится после официального тестирования.
Следующие симптомы и признаки часто ассоциируются с умственной отсталостью у детей (3).
- Необычные черты лица
- Макроцефалия (слишком большая голова)
- Микроцефалия (слишком маленькая голова)
- Пороки развития рук и ног
Некоторые дети могут не иметь никаких физических особенностей, но могут проявлять признаки серьезных проблем (3).
- Судороги
- Неспособность развиваться
- Слюнотечение
- Высунутый язык
- Летаргия
Изображение: Shutterstock
- Задержка развития
- Рвота
Следующие поведенческие признаки и симптомы часто наблюдаются у детей с умственной отсталостью (4).
- Замедленные реакции
- Неспособность принимать решения
- Агрессивные реакции, когда требования отклоняются или выполняются с задержкой
- Проблемы с памятью
- Трудности в решении проблем
- Недостаточное внимание
- Трудности в социальном взаимодействии
Дети с тяжелыми умственными отклонениями могут испытывать трудности с освоением ранних двигательных навыков, таких как перекатывание, сидение или стояние на первом году жизни. Задержка речевого развития — наиболее распространенная проблема, с которой сталкиваются дети с умственной отсталостью, и часто ее обнаруживают в дошкольном возрасте.
Дети могут быть не в состоянии говорить полными предложениями из-за языковых и когнитивных трудностей. Вспышки гнева, агрессивное поведение или самоповреждение, взрывные вспышки гнева и т.д. Чаще встречаются у детей с ИД, чем у нормальных детей. Эти поведенческие проблемы часто могут быть вызваны разочарованием из-за нарушения коммуникативных навыков или двигательных навыков.
Причины Умственной Отсталости У Детей
Различные медицинские, экологические и генетические факторы во время беременности, родов или после родов могут вызывать умственную отсталость у детей. Эти факторы могут приводить к повреждению или часто мешать развитию мозга. Конкретные причины умственной отсталости не всегда определены.
Следующие генетические факторы, такие как наследственные нарушения и хромосомные аномалии, могут повышать риск умственной отсталости (3).
- Синдром Дауна
- Синдром хрупкой Иксi
- Редкое наследственное заболевание, вызванное избытком фенилаланина в организме, приводящее к серьезным аномалиям мозга.i(ФКУ)
- Болезнь Тея-Саксаi
- Нейрофиброматозi
- Врожденный гипотиреозi
Следующие материнские осложнения или ситуации во время беременности могут увеличить риск развития ИД у детей (4).
- Недостаточное питание
- Употребление алкоголя
Изображение: Shutterstock
- Воздействие токсинов, таких как метилртуть и свинец
- Преэклампсияi
- Многоплодие, например, рождение двойни или тройни
- Воздействие определенных лекарств, таких как химиотерапевтические препараты, вальпроаты, фенитоин и др.
- Инфекции вирусом Зика, краснухи, цитомегаловирусомi, toxoplasma gondiii, вирус простого герпеса или ВИЧ
Следующие факторы могут увеличить риск развития ИД во время родов (4).
- Гипоксия плода или нехватка кислорода в течение длительного периода во время родов
- Крайне преждевременные роды
Следующие факторы могут вызывать ID после рождения (4).
- Менингитi
- Энцефалитi
- Тяжелая травма головы
- Чуть не утонул (несчастный случай с утоплением)
- Недостаточное питание
- Эмоциональное насилие или пренебрежение
- Отравление свинцом или ртутью
- Опухоли головного мозга
- Химиотерапия
Типы Умственной Отсталости
Интеллектуальные нарушения у детей можно условно разделить на четыре типа в зависимости от степени тяжести (5).
- Легкая степень: Большинство, около 85%, попадают в категорию легкой степени с диапазоном IQ около 50-69; они могут жить самостоятельно при минимальной поддержке.
- Умеренная: Около 10% людей классифицируются как имеющие умеренную умственную отсталость, характеризующуюся диапазоном IQ 36-49, при этом независимая жизнь возможна при средней поддержке.
- Тяжелая степень: Лица с тяжелой умственной отсталостью составляют 3,5%, их IQ составляет 20-35, им требуется ежедневная помощь и всесторонняя поддержка в повседневной деятельности.
- Глубокая: Оставшаяся часть населения (около 1,5%) относится к категории умственно отсталых с IQ ниже 20, что требует круглосуточного ухода и всесторонней поддержки во всех аспектах повседневной жизни.
Диагностика Умственной Отсталости У Детей
Существуют различные тесты для оценки умственной отсталости, а также для прогнозирования риска ее развития. К ним относятся (3):
- Пренатальный скрининг, такой как амниоцентезiили синдром Даунаi=”Хромосомное нарушение (трисомия 21), характеризующееся снижением мышечного тонуса, задержкой физического и интеллектуального развития”. ].
- Скрининг роста и развития может помочь оценить нарушения и задержки в развитии в младенчестве.
- Визуализирующие тесты, такие как МРТ, могут помочь выявить аномалии мозга.
- Электроэнцефалограмма проводится для оценки электрической активности головного мозга при наличии судорогi.
- Генетическое тестирование может быть полезно для выявления наследственных нарушений.
- Лабораторные тесты, такие как анализы крови и мочи, проводятся для выявления инфекций и токсинов или подтверждения конкретных наследственных заболеваний.
- Оценка слуха часто проводится для исключения диагноза нарушения слуха у детей с языковыми трудностями.
- Формальное тестирование интеллекта и навыков проводится для оценки психического функционирования ребенка. Эти тесты включают интервью с родителями, наблюдения и сравнение результатов с детьми того же возраста. Для постановки диагноза ID требуется оценка ниже 70-75 баллов. Тест интеллекта Стэнфорда-Бине и шкала интеллекта Векслера для детей направлены на измерение интеллектуального функционирования. Напротив, тесты, такие как шкалы адаптивного поведения Вайнленда, проводятся для оценки коммуникативных, социальных способностей и двигательных навыков.
Врачи учитывают множество факторов, прежде чем ставить диагноз умственной отсталости, и тесты часто назначаются на основе возможных причин. Крайне важно диагностировать проблему и определить причину, чтобы спланировать раннее вмешательство для улучшения уровня функционирования ребенка.
Адаптивные Навыки И Поддержка
Степень нарушения может быть разной у каждого ребенка, варьируя от легкой до тяжелой инвалидности. Она измеряется баллами стандартизированных тестов интеллекта. Но влияние нарушения оценивается на основе поддержки, необходимой человеку для развития адаптивных навыков. Это означает, что у ребенка с легкой умственной отсталостью могут быть плохие адаптивные навыки, поэтому ему требуется обширная поддержка.
Согласно результатам тестов IQ, около 3% населения набирают менее 70 баллов, что означает, что они соответствуют критериям диагностики умственной отсталости. Однако только 1% населения имеет серьезные умственные нарушения, требующие поддержки.
Адаптивные навыки — это повседневные навыки для удовлетворения требований окружающей среды. Они могут включать (6):
- Навыки самообслуживания, такие как купание, кормление, одевание и т.д.
- Навыки общения с использованием вербального и невербального языков.
- Социальные навыки, такие как межличностные отношения, соблюдение правил и предписаний.
- Навыки самостоятельного руководства, такие как решение проблем, планирование деятельности.
- Функциональные нарушения, такие как чтение, письмо.
Изображение: Shutterstock
- Навыки проведения досуга включают в себя принятие ответственности за деятельность и участие в обществе.
- Способность адаптироваться к домашней или школьной обстановке и способность работать независимо, чтобы соответствовать стандартам работы.
- Способность пользоваться транспортом, совершать покупки и т.д.
- Осведомленность о здоровье и безопасности, например, как мера защиты от опасности и реагирования на проблемы со здоровьем.
Поддержка, необходимая умственно отсталым, классифицируется как (7):
- Интермиттирующая: Требует периодической поддержки
- Ограниченно: Может потребоваться поддержка при выполнении некоторых видов деятельности
- Обширная: требуется постоянная ежедневная поддержка
- Распространенный: нуждается в поддержке во всех видах деятельности, часто требует сестринского ухода
Детям может не хватать навыков, и они могут нуждаться в постоянной поддержке. Однако некоторые дети могут постепенно овладевать навыками при надлежащем обучении и управлять своей повседневной жизнью.
Лечение Умственной Отсталости У Детей
Ведение направлено на повышение уровня интеллектуального функционирования ребенка и обучение его адаптивным навыкам. Для ухода за ребенком с умственной отсталостью требуется многопрофильная поддержка. Может потребоваться поддержка следующих специалистов (3).
- Врач первичной медицинской помощи или педиатр
- Социальный работник
- Логопеды или терапевты
- Физиотерапевт
- Трудотерапевт
- Невролог
- Психолог
- Диетолог
- Консультант по поведению / терапевт
Изображение: Shutterstock
Участие семьи является важным фактором при разработке индивидуальных программ для ребенка. Дом — лучшее место проживания для детей с умственной отсталостью. Однако дети со сложными нарушениями и поведенческими проблемами, такими как причинение вреда другим или себе, или дети с тяжелыми физическими недостатками, могут быть переведены в специализированные центры на основании желания родителей и мнения специалистов по уходу.
Как Помочь Ребенку С Умственной Отсталостью?
Поощрение и поддержка со стороны родителей и учителей необходимы для улучшения интеллектуального функционирования ребенка. Хотя жизнь с умственной отсталостью может быть сложной, освоение навыков и адаптация к ним со временем возможны.
Советы родителям
Когда родители обнаруживают, что у их ребенка умственная отсталость, это может быть довольно сложной задачей, сбивающей с толку, возможно, оставляющей их в состоянии тревоги и неуверенности. Дани Мини, у которой есть сын (Диего) с аутизмом и ограниченными интеллектуальными возможностями, признает, что изначально она отрицала его состояние. Она говорит: “Я просто не могла смириться с умственной отсталостью, этот термин использовался в детстве Диего. Удачно возникшее отрицание затуманило мои рассуждения и придало мне некоторую устойчивость. Я могла бы объяснить низкие показатели IQ Диего сотней разных способов. Диего устал, когда его тестировали. Он жил в двуязычной среде. Он плохо сдавал тесты. Показатели IQ могли меняться по мере развития детей, не так ли? Однако моей самой обнадеживающей и логичной причиной всегда было то, что «аутистическое” поведение Диего мешало и неизбежно делало оценки ненадежными.
“Одна хорошая вещь в родительском отрицании заключается в том, что оно постепенно уменьшается. В большинстве случаев мы не просто однажды просыпаемся и внезапно осознаем свое заблуждение. Отрицание дает нам необходимое время для адаптации (i).” Тем не менее, для родителей крайне важно распознать состояние своего ребенка и смириться с ним, а также самостоятельно обучиться основным мерам по оказанию максимально возможной поддержки своему ребенку.
Следующие меры могут помочь родителям понять ребенка и поддержать его (8).
- Узнайте больше об умственной отсталости
- Будьте терпеливы, пока ребенок учится и растет
- Поощряйте ребенка к самостоятельности, несмотря на то, что ему трудно или требует много времени освоение адаптивных навыков, таких как кормление, уход за собой, одевание или пользование ванными комнатами
- Вы можете привлекать их к выполнению соответствующих возрасту домашних дел и поручений
- Оставляйте положительные отзывы, когда ребенок делает что-то хорошо или старается изо всех сил
- Найдите для них возможности взаимодействовать и социализироваться с другими людьми
- Получите поддержку от групп поддержки
- Будьте на связи с учителями ребенка
- Поощряйте ребенка учиться тому, что ему нравится, например, рисовать, танцевать, петь и т.д.
Советы учителям
Образование должно быть наименее ограничительным и в максимально инклюзивной обстановке, например, с возможностью общения со сверстниками, не являющимися инвалидами (9).
Следующие советы помогут учителям выявить лучшее в умственно отсталых учениках (9).
- Узнайте больше об этом заболевании
- Осознайте огромную разницу, которую учитель может внести в жизнь ученика с умственной отсталостью
- Обучайте новым задачам в небольших сегментах
- Обучайте с помощью наглядных пособий или видеороликов; к ним можно вернуться, когда что-то забудется
- Старайтесь объяснять с помощью демонстраций, а не словесных указаний
- Всегда оставляйте немедленную обратную связь
- Обучайте повседневным жизненным и социальным навыкам, таким как здороваться с кем-либо, считать деньги, профессиональным рискам и возможностям и т.д.
- Поддерживайте связь с родителями
Профилактика Умственной Отсталости У Детей
Следующие меры могут помочь предотвратить риск развития интеллектуальных проблем и инвалидности у детейf (1).
- Надлежащий дородовой уход может снизить риск развития ИД, например, прием фолиевой кислотыiвитаминные добавки снижают риск дефектов нервной трубкиi и преждевременные роды
- Поддерживайте адекватное потребление пищи во время беременности
- Пренатальный скрининг
- Избегайте употребления алкоголя во время беременности
- Сделайте прививку от краснухи
Изображение: Shutterstock
- Для приема лекарств до зачатия и беременности обращайтесь за рецептом врача, поскольку некоторые лекарства могут повлиять на рост и развитие плода
- Надлежащий неонатальный уход и питание могут снизить послеродовые факторы риска развития ИД
- Всегда обращайтесь к врачу при появлении симптомов токсикоза или инфекций у новорожденных, прежде чем это осложнится
Вопросы И Ответы
1. Назовите четыре уровня умственной отсталости?
Четыре уровня или интенсивности умственной отсталости, основанные на показателях IQ, определяются как легкая, умеренная, тяжелая и глубокая (10).
2. Является ли СДВГ умственной отсталостью?
По мнению экспертов, СДВГ не является умственной отсталостью. Однако у некоторых детей с СДВГ может развиться специфическая неспособность к обучению или интеллектуальные трудности (11).
3. Как инклюзивное образование может принести пользу детям с умственной отсталостью?
Инклюзивное образование может предоставить равные образовательные возможности детям с ограниченными возможностями и вооружить их навыками и знаниями, необходимыми для того, чтобы вносить вклад в жизнь своего сообщества. Кроме того, системы инклюзивного образования предоставляют им возможность развивать поведенческие, социальные, академические и профессиональные навыки посредством формирования новых и более качественных отношений с родителями, учителями и сверстниками (12) (13).
4. Как физическая активность и развлекательные программы могут принести пользу детям с умственной отсталостью?
Умственная отсталость у детей вызывает особые трудности в обучении и развитии двигательных навыков. Это состояние может возникнуть из-за определенных хромосомных или генетических аномалий. Некоторые другие причины включают осложнения во время беременности, преэклампсию, злоупотребление алкоголем или отсутствие надлежащего питания матери. Вам следует предоставить своему ребенку надлежащие лечебные учреждения и отвести его к логопедам, психологам или поведенческим терапевтам, чтобы помочь им преодолеть эту ситуацию и улучшить качество их жизни. Очень важно, чтобы вы поощряли своего ребенка участвовать в мероприятиях и повышали уровень его уверенности в себе.
Инфографика: Советы Родителям Для Ребенка С Умственной Отсталостью
Обращение с ребенком с умственной отсталостью может быть немного сложным для родителей, поскольку у него замедленная реакция, трудности с пониманием и недостаточная концентрация внимания. Однако может оказаться полезным самостоятельная подготовка и некоторые другие советы. Приведенная ниже инфографика содержит полезные советы, которые помогут родителям с ребенком с умственной отсталостью и поддержат его.