Новое исследование Стэнфордского университета, опубликованное 19 января в журнале «Обучение пациентов и консультирование», оценивает эффективность тренинга по менталитету пациента с точки зрения обучения и поведения медицинских работников.
Прошлые исследования показывают, что то, что пациенты думают, верят или ожидают относительно медицинской помощи, может влиять на результаты лечения. Пациенты также добиваются лучших результатов, когда у них более адаптивное мышление относительно своего лечения (например, «это лечение будет эффективным»), своего организма (например, «мое тело способно»), своих болезней (например, «диабет поддается лечению») и своей медицинской команды (например, «я в надежных руках»). На менталитет пациента может влиять отношение медицинских бригад и их поощрение — от персонала на стойке регистрации до врачей. В интересах использования потенциальной силы менталитета в медицинской помощи исследователи из Стэнфордского университета разработали и провели тренинг «Медицина плюс менталитет» в пяти клиниках первичной медико-санитарной помощи Bay Area.
Исследователи провели двухчасовой тренинг, а затем месяц спустя провели повторный сеанс для усиления тренинга. Впоследствии участники сообщили о лучшем понимании менталитета и большей оценке его влияния, а также сообщили об использовании тренинга при общении с пациентами.
Ведущий автор Кари Лейбовиц и старший автор Алия Крам, адъюнкт-профессор психологии Школы гуманитарных и естественных наук – обе из Стэнфордской лаборатории разума и тела — имеют большой опыт исследования того, как менталитет пациента влияет на результаты лечения. В этом исследовании они и их соавторы надеялись оценить, как медицинские бригады будут реагировать на тренинг по менталитету пациентов и внедрять его.
Цель того, что мы пытаемся сделать, — показать, что эти менталитеты действительно важны для таких вещей, как опыт работы с пациентами и удовлетворенность пациентов. Но они также важны для объективных вещей, таких как результаты лечения пациентов «.
Кари Лейбовиц, ведущий автор
«Медицинские бригады интуитивно чувствуют, что образ мыслей их пациентов имеет значение, и в лучшие моменты они меняют образ мыслей пациентов к лучшему», — сказал Крам. «Но они часто не осознают, насколько важны менталитеты, основанные на научных данных. У них также, как правило, нет основы для того, как выявлять эти менталитеты и культивировать их у своих пациентов умело, этично и сознательно.»
Менталитет пациента влияет на результаты медицинской помощи
«Менталитет — это основные предположения, которые у нас есть о вещах в мире и о том, как они работают», — сказал Лейбовиц. «Медицина эффективна, медицина вредна. Рак — это катастрофа, рак — это возможность.»
По словам Лейбовица, такое мышление может вызвать каскад психологических процессов, которые могут положительно или отрицательно повлиять на результаты лечения пациентов.
Таким образом, небольшие изменения в словах поставщика медицинских услуг могут изменить менталитет пациента к лучшему. Например, поставщик медицинских услуг может сказать «подавляющее большинство пациентов не испытывают побочных эффектов от этого лечения» вместо «небольшой процент пациентов испытывает побочные эффекты от этого лечения». Кроме того, при лечении пациента с хроническим заболеванием, таким как диабет, лечащий врач может сказать: «эта диета действительно помогла людям в вашей ситуации», вместо того, чтобы просто прописать диету. Если пациент испытывает побочные эффекты лечения, ему может быть полезно знать, что это могут быть признаки того, что лечение работает, а не просто неприятные последствия.
Однако медицинский персонал, как правило, не проходит формального обучения по формированию менталитета пациента. В этом исследовании команда исследователей и клиницистов провела тренинг «Медицина плюс менталитет» для персонала первичной медико-санитарной помощи, включая всех членов медицинской бригады, от врача до персонала на стойке регистрации. Тренинг включал информацию о стратегиях и возможностях формирования менталитета пациента и советы по теплому общению и компетентности, а медицинским бригадам было предложено поделиться своим опытом, видя, как менталитет влияет на результаты лечения пациентов.
Обучение медицинских бригад изменению менталитета пациентов
Команда сначала провела пилотное исследование, проведя тренинг для 27 сотрудников в двух клиниках Bay Area. После завершения обучения они провели тренинг для 186 сотрудников в Стэнфордском центре первичной медико-санитарной помощи и в клинике первичной медико-санитарной помощи системы здравоохранения Аламеды.
Тренинг по менталитету «Медицина плюс» отличается от стандартного тренинга по медицинскому общению тем, что он не фокусируется на конкретных сценариях. Вместо этого он фокусируется на подчеркивании ценности менталитета в формировании результатов лечения и предоставлении высокоуровневых рамок, для которых менталитет имеет наибольшее значение.
«Что мне нравится в программе «Медицина плюс менталитет» по сравнению с ответами по сценарию, так это то, что она дает мне некоторую гибкость в понимании того, с кем я разговариваю», — сказал Ларри Кван, соавтор исследования и клинический ассистент профессора Стэнфордской медицины. «Сценарии этого не допускают».
Исследователи объяснили медицинским бригадам, что в конечном итоге они хотят помочь пациентам выработать полезные представления об их лечении, возможностях медицинской бригады, их организме и болезнях. Медицинские бригады также работали вместе, чтобы поделиться способами, с помощью которых они успешно меняли менталитет пациентов в прошлом.
«Мы являемся экспертами по менталитету, но все медицинские работники являются экспертами в своей работе и в оказании помощи пациентам», — сказал Лейбовиц. «Инструмент предназначен для гибкого использования, и эти члены команды могут опираться на свой собственный опыт, проницательность и мудрость, чтобы найти способы его применения».
Оценка опыта работы медицинских бригад
После первоначального тренинга и последующего сеанса исследователи оценили тренинг, оценив реакцию медицинской бригады, о которой они сами сообщили (непосредственно после тренинга), результаты обучения (до и через месяц после тренинга) и поведение (до и через месяц после тренинга).
Подавляющее большинство участников отметили, что тренинг был «очень приятным» и «очень полезным». Они также сообщили о росте веры в то, что менталитет пациента влияет на результаты медицинской помощи, и в их способности формировать менталитет пациента.
«После тренинга наши участники почувствовали, что они лучше способны распознавать и формировать менталитет пациента на практике», — сказал Лейбовиц.
В течение нескольких недель после тренинга члены медицинских бригад сообщили об использовании тренинга для формирования менталитета пациента; они также сообщили о повышении удовлетворенности своей собственной работой. Исследовательская группа также случайно отметила, что тренинг был особенно полезен тем, кто не занимается оказанием медицинской помощи, таким как фельдшеры.
«Они играют действительно большую роль во встрече, но, возможно, не всегда чувствуют, что у них есть возможность что-то изменить», — сказал Лейбовиц. «Многие из них сообщили, что теперь они действительно могут видеть, как их слова и действия меняют ситуацию».
Будущие исследования
Хотя медицинские бригады положительно отреагировали на тренинг, существуют ограничения. Высокая текучесть медицинского персонала может снизить эффективность тренинга, а напряженный график может ограничить время, доступное для обучения. Тем не менее, врачи и медицинские бригады по-прежнему высоко оценивают тренинг.
Будущие области обучения включают оценку влияния тренинга по менталитету на результаты лечения пациентов и внедрение тренинга за пределами первичной медицинской помощи.
«Менталитет пациента формируется с того момента, как он входит в офис, и до того, как с ним обращаются в аптеке», — сказал Крам. «Вот почему мы хотели, чтобы тренинг был как можно более всеобъемлющим. Мы все должны сыграть свою роль.»