Ежегодно публикуются сотни исследований, посвященных синдрому дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), но для того, чтобы эти результаты улучшили жизнь, требуется дополнительная работа.
При участии заинтересованных экспертов со всего мира исследователи из Центра анализа фактических данных Южной Калифорнии, входящего в состав Медицинской школы Кека Университета Калифорнии, обобщили последние данные, чтобы они могли в конечном итоге стать основой клинической практики. В целом, они обнаружили, что для лечения СДВГ эффективны как медикаментозные, так и психосоциальные методы лечения и что дети с этим заболеванием могут выздоравливать и действительно выздоравливают.
«У нас больше исследований по СДВГ, чем когда-либо, но нам необходимо обобщить их надежным и обоснованным образом», — сказала Сюзанна Хемпель, доктор философии, профессор клинических популяционных наук и общественного здравоохранения Медицинской школы Кека и директор Центра обзора фактических данных Южной Калифорнии, которая курировала эту работу.
Команда, в которую вошли исследователи из Центра доказательной практики Южной Калифорнии, отделения детской психиатрии Медицинской школы Кека и Института поведенческого здоровья Детской больницы Лос-Анджелеса, проанализировала более 23 000 публикаций по СДВГ. Их работа была выполнена по заказу Агентства по исследованиям и качеству здравоохранения и финансировалась Институтом исследований результатов, ориентированных на пациента.
Результаты, только что опубликованные в двух сопутствующих статьях в журнале Pediatrics, отвечают на важные вопросы о том, что помогает эффективно диагностировать и лечить СДВГ, и указывают на сохраняющиеся пробелы в исследованиях, в том числе на то, как наилучшим образом отслеживать прогрессирование заболевания с течением времени. Клиницисты, отобранные Американской академией педиатрии (AAP), теперь будут использовать обзор фактических данных для создания обновленных клинических рекомендаций, которые будут отражать лучшие практики лечения СДВГ по всей стране.
Родителям, учителям и медицинским работникам нужна научно обоснованная информация о СДВГ. В наш обзор мы включили только самые надежные исследования, что позволяет нам делать убедительные заявления о доказательствах. »
Сюзанна Хемпель, доктор философии, профессор клинических популяционных наук и общественного здравоохранения, Медицинская школа Кека
Новые открытия в области диагностики и лечения
Прежде чем приступить к обзору литературы, исследовательская группа разработала свои вопросы и протоколы в сотрудничестве с экспертами по СДВГ из разных областей, чтобы убедиться, что они задают вопросы и отвечают на них, которые могут принести непосредственную пользу пациентам, семьям и поставщикам медицинских услуг. В ходе процесса исследователи также опубликовали свои предварительные выводы и приветствовали обратную связь в течение 45-дневного периода общественного обсуждения.
Команда провела обширный поиск, который не ограничивался диагностическими инструментами или подходами к лечению, эффективность которых уже известна. Из более чем 23 000 публикаций исследователи отобрали 550 исследований для окончательного анализа. Исследования были отобраны, если они соответствовали строгим критериям включения, которые определяли приоритетность строгих планов исследований, таких как рандомизированные контролируемые испытания.
Для диагностики СДВГ доступно множество инструментов, включая рейтинговые шкалы родителей и учителей, самоотчеты пациентов, нейропсихологические тесты, методы ЭЭГ, визуализацию, биомаркеры, мониторинг активности и наблюдение. Для нескольких подходов исследователи обнаружили существенные различия в результатах: некоторые исследования показали, что данный метод был высокоэффективным, а другие — что он показал плохие результаты. «Мы совершенствуемся в диагностике СДВГ, но исследования по-прежнему характеризуются большим разнообразием», — сказал Хемпель.
Многие методы лечения СДВГ прошли тщательное тестирование, что позволило создать надежную доказательную базу для лекарств (включая как стимуляторы, так и нестимуляторы), а также психосоциальных подходов, таких как модификация поведения. Другие немедикаментозные методы лечения, которые проанализировала команда, включают когнитивные тренировки, нейрофидбэк, физические упражнения, питание и пищевые добавки, поддержку родителей и школьные мероприятия.
«Лекарства обладают убедительными доказательствами улучшения не только симптомов СДВГ, но и других проблем, которые часто сопровождают СДВГ, таких как оппозиционное и деструктивное поведение», — сказал Брэдли Питерсон, доктор медицинских наук, директор Института развивающегося разума при детской больнице Лос-Анджелеса (CHLA) и ведущий автор обзора.
Мониторинг СДВГ с течением времени
В дополнение к обзору фактических данных о диагностике и лечении, исследователи изучили, что известно о постоянном мониторинге СДВГ: Как медицинские работники могут оценить, нуждается ли ребенок или подросток в продолжении лечения этого заболевания? Эксперты в различных областях согласились с тем, что этот вопрос имеет решающее значение, но в нескольких исследованиях этот вопрос изучался. Группа по анализу фактических данных пришла к выводу, что необходимы дополнительные исследования по мониторингу СДВГ с течением времени.
Теперь публикации будут использоваться для поддержки обновления рекомендаций AAP по клинической практике при СДВГ, содержащих актуальные рекомендации о том, как наилучшим образом диагностировать, оценивать и лечить это состояние.
«Общий вывод: СДВГ поддается лечению. Существует множество исследований, которые могут показать нам, что дети абсолютно могут поправиться», — сказал Хемпель.