В недавнем исследовании, опубликованном в Американском журнале клинического питания , обсуждается возможная связь между национальным налогообложением подслащенных напитков (SSB) и снижением частоты неблагоприятных последствий для здоровья.
Усилия по сокращению потребления SSB
Потребление SSB или безалкогольных напитков значительно увеличилось во всем мире за последние несколько десятилетий. Это связано с увеличением темпов набора веса, повышением риска ожирения, диабета 2 типа и сердечных заболеваний, а также с более высоким риском сердечно-сосудистых заболеваний и смертности при длительном употреблении.
Ранее исследование Глобального бремени болезней показало, что смертность, связанная с употреблением безалкогольных напитков, выросла в период с 1990 по 2019 год. Это сопровождалось увеличением числа лет жизни с поправкой на инвалидность (DALY) и количества лет, прожитых с инвалидностью, последнее из которых удвоилось за этот период.
В 2009 году Американская кардиологическая ассоциация (AHA) предположила, что количество добавляемого сахара не должно превышать 100 и 150 калорий в день для женщин и мужчин соответственно. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) также ограничивает ежедневное потребление бесплатного сахара менее чем 10% от суточной нормы потребления энергии.
Многие страны ввели налог на SSB, чтобы увеличить доходы и ограничить их потребление. Некоторые исследования показывают, что при повышении цены на SSB на 20% их потребление может снизиться до аналогичного уровня. Однако этот прогноз не был подтвержден ни одним исследованием глобального потребления SSB в связи с национальной налоговой политикой и воздействием на здоровье населения.
Целью текущего исследования было обобщить национальную политику налогообложения SSB во всем мире и оценить влияние налоговых законов, принятых после 1990 года, на метаболические параметры населения, такие как ожирение и сахарный диабет 2 типа.
Что показало исследование?
С 1990 года налогообложение SSB введено в 53 странах, 24 из которых были странами с высоким уровнем дохода (HIC), тогда как 18 и 10 были странами с доходом выше среднего и доходом ниже среднего соответственно. Руанда была единственной страной с низким уровнем дохода, которая ввела налог SSB.
Все законы, кроме восьми, были введены в действие после 2000 года. В 15 странах законы со временем меняли суммы налогов.
Большинство проанализированных законов устанавливали единую сумму, основанную на объеме продукта, в то время как меньшинство основывалось только на содержании сахара в напитке. Остальные законы были адвалорными налогами и взимались в соответствии со стоимостью продукта.
Самый низкий и самый высокий уровень налогообложения в расчете на объем продукта был в Вануату и Таиланде по сравнению с Тонгой и Норвегией соответственно. Средние суммы налога в обоих коэффициентах покупательной способности (PPPS) и долларах США (USD) составили около 0,3 и 0,16, соответственно, за литр. Для стран с высоким уровнем дохода средние суммы налога в ППС и долларах США составили 0,25 и 0,2 соответственно по сравнению с 0,356 и 0,17 для стран с доходом ниже среднего.
Некоторые страны облагают налогом SSB на основе содержания сахара в грамме сахара для всех SSB. Для сравнения, во Франции НДС облагались за каждый килограмм сахара плюс за литр, если в продукте содержалось более 15 кг сахара на 100 литров.
Средняя сумма адвалорного налога для стран с высоким уровнем дохода составила 50% по сравнению с 10% и 340% для стран с доходом выше и ниже среднего соответственно. Хотя Руанда является страной с низким уровнем дохода, в ней также применяется адвалорное налогообложение SSB.
Только в одной стране, Венгрии, после введения налогообложения было отмечено значительное снижение распространенности избыточного веса. Однако в Парагвае наблюдалась тенденция к замедлению.
Показатели ожирения снизились в Бразилии, Венгрии и Панаме, при этом тенденции к замедлению наблюдались в Сальвадоре, Гондурасе и Франции. Значительное снижение уровней ожирения наблюдалось в Панаме и Парагвае после введения налога.
Распространенность диабета также снизилась в Венгрии после введения налога, в то время как в Финляндии и Гватемале этот показатель снизился. Гондурас, Венгрия и Фиджи также продемонстрировали замедление тенденций после введения налога.
Аналогичные результаты были отмечены среди детей и подростков. Самоа ассоциировалось со снижением избыточного веса у лиц, в то время как в пяти странах, включая Бразилию, Палау и Самоа, наблюдалось снижение этого показателя, при этом наблюдались тенденции к замедлению после вмешательства.
Распространенность ожирения снизилась после введения налога в Сальвадоре, Уругвае и Тонге, тогда как снижение уровня ожирения наблюдалось в Науру, Палау и Тонге. Тенденции к замедлению наблюдались в четырех странах, включая Бразилию и Уругвай.
В целом адвалорное налогообложение было связано с более значительным снижением заболеваемости диабетом среди взрослых по сравнению с налогами, зависящими от конкретной суммы. Однако изменение показателя ожирения среди взрослых было связано с годом введения налога. В странах с доходом выше среднего наблюдалось снижение доли детей и подростков с избыточным весом.
Каковы последствия?
Доказательств того, что налогообложение SSB было связано с последствиями для здоровья, такими как диабет, избыточный вес и ожирение, было больше среди детей, чем среди взрослых. Предыдущие исследования показали более сильную корреляцию среди взрослых, чем наблюдалось в этом исследовании; однако аналогичные результаты были отмечены и среди детей. Из 17 стран, сообщивших об изменении уровня или наклона, в большинстве наблюдались изменения, связанные с одним или несколькими показателями для одной или нескольких групп населения.
Налогообложение SSB могло бы стать эффективным политическим вмешательством для улучшения здоровья населения.»
Различия в структуре налогообложения могут быть частично вызваны дисбалансом в количестве стран в каждой группе, где более распространены налоги, зависящие от конкретного количества. Ограниченная доступность данных после введения налога, возможно, исказила результаты, наряду со слишком коротким периодом наблюдения.
Налогообложение пищевых продуктов может вызывать негативные настроения у потребителей; однако этот эффект не изучался в текущем исследовании. Обратная причинно-следственная связь также должна быть исключена, поскольку, если бы потребление SSB уже снижалось, налогообложение могло бы стать возможным без опасения политических потерь.
Необходимо определить факторы, которые предсказывают эффективность налогообложения в качестве стратегии сокращения потребления SSB и улучшения связанных с этим результатов для здоровья на различных уровнях. Одновременно следует применять другие стратегии общественного здравоохранения, особенно просвещение о неблагоприятных последствиях потребления SSB и поведенческие вмешательства, направленные на преодоление нездоровых моделей потребления.