Лучшие когнитивные способности и академическая успеваемость связаны с соблюдением средиземноморской диеты

В недавнем исследовании, опубликованном в Nutrients, исследователи изучили взаимосвязь между различными моделями питания в средиземноморском стиле и когнитивной и академической успеваемостью подростков, проживающих в Чили.

Исследование: Подростки, предпочитающие средиземноморский стиль питания, демонстрируют более высокие когнитивные и академические достижения: кластерный анализ—Проект Cogniaction. Фото предоставлено: Юлия Головченко / Shutterstock.com

Содержание

Общие сведения

Средиземноморская диета (MedDiet) — это модель здорового питания, связанная с более высокими когнитивными и академическими успехами среди подростков в развивающихся странах.

Она предусматривает высокое потребление оливкового масла первого отжима, овощей, фруктов, зерновых, орехов и бобовых, умеренное потребление рыбы, мяса и молочных продуктов и низкое потребление яиц и сладостей. MedDiet способствует сокращению потребления обработанных и сладких продуктов, алкоголя и курения.

Западная диета (WD), которая включает в себя ультрапереработанные продукты, рафинированные углеводы и сахар, была связана со снижением когнитивных способностей у молодежи. Напротив, MedDiet улучшает самочувствие и усиливает когнитивные функции.

Однако связь между MedDiet и академическими и когнитивными способностями подростков не была тщательно изучена в сообществах латиноамериканцев.

Об исследовании

В настоящем исследовании исследователи изучили связь между различными моделями питания в средиземноморском стиле и когнитивными и академическими способностями чилийских подростков.

Исследование было частью проекта Cogniaction, который проводился с марта 2017 года по октябрь 2019 года и в котором приняли участие 1296 чилийских подростков (мужчин и женщин в соотношении 1: 1) в возрасте от 10 до 14 лет из частных, государственных и субсидируемых (финансируемых правительством) школ Чили.

Исследователи провели кластерный анализ, чтобы выявить диетические тенденции, и смешанное моделирование, чтобы изучить связи диетических кластеров с когнитивными процессами и учебой.

Исследователи использовали индекс качества MedDiet для измерения приверженности детей и подростков к MedDiet и нейрокогнитивный тест (NCPT) для оценки когнитивных способностей.

Они использовали анализ основных компонентов (PCA), чтобы выявить четыре когнитивные области: когнитивную гибкость (CF), рабочую память (WM), плавное мышление (FR) и тормозной контроль (IC).

Они оценивали тесты A и B на составление базовых следов CF и задания на кодирование символов цифрами. Задания WM включали в себя прямое запоминание и обратное запоминание, а оценки IC и FR включали задания «Идти / не идти» и «решать проблемы» соответственно.

Исследователи оценивали академические успехи по пяти школьным дисциплинам (английский язык, естественные науки, история и математика), включая баллы Академической программы международного оценивания учащихся (PISA), рассчитанные как среднее значение баллов по математике, естественным наукам и языку.

Исследование состояло из двух сессий оценки участников, растянутых на восемь дней. На первой сессии оценивались масса тела, рост, окружность талии, пищевые привычки, социально-демографическая информация и когнитивная батарея. На втором занятии оценивалась физическая подготовка с использованием трех факторов (пол, зрелость и общий балл физической подготовки).

Результаты

Команда определила следующие схемы питания: западная диета (WD, 4,3%), с низким содержанием фруктов и овощей, диета с высоким содержанием сахара (LFV-HSD, 28%), с низким содержанием фруктов и овощей, диета с низким содержанием сахара (LFV-LSD, 42%) и MedDiet (25%).

Между группами диет наблюдалась заметная разница, в первую очередь связанная с потреблением ультраобработанных продуктов, сахара, овощей и фруктов.

Люди из группы средиземноморской диеты показали лучшие результаты во всех когнитивных областях по сравнению с группами западной диеты, LFV-LSD и LFV-HSD. Группа, придерживающаяся западной диеты, показала низкие академические результаты во всех оценках по сравнению с другими группами.

Средиземноморская диета была уникальной, достигнув положительных различий среди всех испытуемых по сравнению с группами с LFV-HSD и западной диетой.

Группа WD продемонстрировала более низкие показатели во всех когнитивных областях, чем группа MedDiet, за исключением ингибирующего контроля. Группа MedDiet продемонстрировала положительные различия в общей когнитивной работоспособности, когнитивной гибкости, тормозном контроле и рабочей памяти по сравнению с группой LFV-LSD. Однако плавное мышление существенно не отличалось.

Участники группы западной диеты показали худшие результаты в академических анализах, чем участники других групп. Группа средиземноморской диеты показала значительную разницу у школьников по сравнению с группами LFV-HSD и WD.

Участники группы MedDiet показали лучшие результаты по всем учебным предметам, чем их коллеги из группы LFV-LSD; однако различия не достигли статистической значимости.

Выводы

Результаты исследования показали, что средиземноморский стиль питания и предпочтения в еде более высокого качества связаны с лучшими академическими и когнитивными результатами подростков.

В исследовании были выделены четыре модели питания: западная диета, LFV-LSD, LFV-HSD и MedDiet, определяемые приверженностью подростков определенным компонентам MedDiet или их отсутствием. В этих группах наблюдались значительные различия в потреблении фруктов, овощей, нездоровой пищи, сахара и рыбы.

Исследование предполагает, что внедрение полной и промежуточной приверженности схемам MedDiet у подростков несредиземноморского происхождения может быть жизнеспособным первым шагом в области питания и общественного здравоохранения с улучшением результатов в области здоровья мозга и академической успеваемости.

Полноценная диета в средиземноморском стиле была связана с лучшей успеваемостью и когнитивным статусом, чем западная диета.