Исследование показало, что социальные и психологические факторы подпитывают тягу подростков к ультрапереработанным продуктам во время просмотра фильма

Недавнее исследование, опубликованное в Журнале Академии питания и диететики, обсуждает восприятие, отношение и мотивацию подростков относительно потребления ультрапереработанных продуктов питания во время просмотра фильма.

Исследование: Использование экранного времени и потребление ультрапереработанной пищи подростками: качественное исследование фокус-группы. Фото предоставлено: Antonio Guillem / Shutterstock.com

Факторы риска ожирения и избыточного веса

Национальное обследование состояния здоровья, проведенное в Испании в 2017 году, показало распространенность 18% и 10% избыточного веса и ожирения среди детей и подростков соответственно. С тех пор растущая распространенность ожирения и избыточного веса среди подростков остается серьезной проблемой общественного здравоохранения во всем мире.

Ожирение является основным фактором риска развития тяжелых неинфекционных заболеваний, включая сердечно-сосудистые заболевания, диабет, заболевания опорно-двигательного аппарата и некоторые виды рака. Дисбаланс между потреблением энергии и ее расходованием является основной причиной избыточного веса.

Несколько факторов образа жизни, таких как недостаток физической активности и потребление ультрапереработанных продуктов, также в значительной степени способствуют избыточному весу и ожирению. Типичное поведение подростков во время просмотра фильма также может привести к увеличению потребления нездоровой пищи.

Имеющиеся данные указывают на то, что реклама продуктов питания, которую подростки смотрят во время просмотра фильма, потенциально может повлиять на их решения покупать и употреблять ультрапереработанные продукты с высоким содержанием калорий, трансжиров и сахаров.

В текущем исследовании ученые изучают восприятие, отношение и мотивацию подростков относительно потребления ультрапереработанных продуктов во время просмотра фильма. Также оценивались предполагаемые образовательные потребности подростков в отношении питания и их знания об ультрапереработанных продуктах.

Дизайн исследования

В когорту исследования, проведенного в мае 2022 года, вошли 30 подростков в возрасте от 12 до 16 лет. Участники исследования были разделены на четыре фокус-группы в соответствии с их оценками среднего образования.

Фокус-группам был представлен вопросник, который включал три темы для обсуждения. Эти темы включали опыт и мотивацию участников, связанные с потреблением ультрапереработанных продуктов питания во время просмотра фильма, их знания о здоровом и нездоровом питании и их предполагаемые образовательные потребности по теме изменения пищевого поведения во время просмотра фильма.

Был проведен индуктивный тематический анализ полученных от участников расшифровок для выявления закономерностей значения и вопросов, представляющих интерес в связи с исследованием.

Важные наблюдения

Тематический анализ выявил три темы, связанные с использованием экранного времени, включая пищевые привычки, мотивы потребления ультрапереработанных продуктов питания, а также отношение и представления о потреблении ультрапереработанных продуктов питания.

Пищевые привычки

Большинство участников исследования сообщили, что ежедневно пользовались смартфоном, электронным планшетом или телевизором во время завтрака, обеда, послеобеденных перекусов или ужина. Просмотр фильмов проводился чаще, когда участники исследования были одни дома.

Участники исследования сообщили, что чаще употребляли ультрапереработанные продукты во время перекусов и по особым случаям. Наиболее часто употребляемыми ультрапереработанными продуктами были пикантные закуски, сладкие хлопья для завтрака, печенье и конфеты.

Почти все участники считали ультрапереработанные продукты вредными для здоровья; однако они не знали о конкретных неблагоприятных последствиях для здоровья, связанных с этими продуктами. В целом участники исследования полагали, что неблагоприятное воздействие этих продуктов на здоровье можно смягчить, поддерживая баланс между потреблением этих нездоровых продуктов и домашней здоровой пищи.

Большинство участников исследования выразили обеспокоенность по поводу понимания этикеток продуктов питания и ознакомления с ними, в то время как оставшееся меньшинство полагалось на своих родителей в отношении привычек в еде.

Мотивы потребления ультрапереработанных продуктов питания

Большинство участников исследования сообщили, что их социальное окружение может влиять на тип продуктов, которые они потребляют во время просмотра фильма. Более конкретно, они упомянули употребление ультрапереработанных продуктов дома без присмотра родителей. Напротив, пребывание дома с членами семьи повлияло на то, что участники исследования потребляли более здоровую и разнообразную пищу.

Некоторые участники сообщили, что на них повлияли доступность продуктов питания, реклама и общественное признание ультрапереработанных продуктов. Еще одним влияющим фактором является общение с друзьями, поскольку это было воспринято как особый случай.

Большинство участников исследования считали здоровое питание важной мерой для хорошего здоровья и что эта практика является общей ответственностью между ними и их семьями.

Отношение и представления о потреблении ультрапереработанных продуктов питания

Большинство участников исследования сообщили, что испытывали тягу к ультрапереработанным продуктам из-за ощущения голода и положительных воспоминаний о потреблении этих продуктов на общественных собраниях, что, в свою очередь, повлияло на их потребление этих продуктов во время просмотра фильма.

Экранная реклама ультрапереработанных продуктов питания и социальные рекомендации относительно этих продуктов значительно повлияли на привычки в еде во время просмотра фильма.

Несмотря на удовлетворение пристрастий, потребление ультрапереработанных продуктов во время просмотра фильма, как сообщалось, часто вызывает чувство психологического дискомфорта или вины, связанных с компульсивным потреблением и трудноконтролируемым автоматическим пищевым поведением.

Что касается компенсаторного поведения, некоторые участники сообщили о снижении побочных эффектов ультрапереработанных продуктов путем регулярных физических нагрузок. Напротив, некоторые участники сообщили об ограничении потребления этих продуктов определенной частотой.

Несколько участников сообщили, что испытывали разочарование, гнев, чувство неудовлетворенности или сильное расстройство, когда ультрапереработанные продукты были недоступны.

Значимость исследования

Определенные факторы, включая одиночество, общественные мероприятия и отношение родителей к потреблению ультрапереработанных продуктов питания, существенно влияют на подростков во время просмотра фильма.